Текст программы в системе программирования Turbo Pascal представляет собой обычный текстовый файл. Программа состоит из следующих разделов или блоков. Они должны располагаться в следующем порядке: [ - заголовок программы; ] [ раздел объявления меток; ] [ раздел объявления констант; ] [ раздел объявления типов; ] [ раздел объявления переменных; ] [ раздел объявления процедур и функций; ] тело программы.
Разделы, названия которых заключены в квадратные скобки, могут отсутствовать в программе. В данной лабораторной работе мы изучим назначение и правила опи- сания только некоторых разделов программы. Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и имени программы, так на- зываемого идентификатора. Завершается заголовок, так же как и любая другая строка программы, точкой с запятой. Заголовок программы необя- зателен и игнорируется компилятором. Идентификатор - это имя, свободно избираемое программистом для элементов программы (Процедур, Функций, Констант, Переменных и Типов данных). Идентифика- тор должен удовлетворять следующим условиям: - должен начинаться с латинской буквы или с символа подчёркивания; - TP не различает большие и малые буквы; - начиная со второй позиции можно применять наряду с буквами циф- ры; - пробел в TP является разделителем и не может присутствовать внутри идентификатора; - зарезервированные слова (такие как begin, end, program в качест- ве идентификатора не допускаются; - max длина идентификатора при сравнениях 63 символа.
Тело программы начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой, которая является признаком конца программы. Раздел объявления переменных Переменными называются параметры программы, значения которых могут из- менятся в процессе её выполнения. Все используемые в программе пере- менные должны быть определены с указанием их типов в разделе объявле- ния переменных. Этот раздел начинается служебным словом Var Var <список переменных 1>: <тип 1>; <список переменных 2>: <тип 2>; Действительные переменные объявляются с помощью служебного слова real, целые - с помощью служебного слова integer. Например: VAR a: integer; bf1: real; В этом примере объявлено две переменных. Переменная "a" целого типа, и переменная "bf1" вещественного типа. Объявить целую перемен- ную, это значит зарезервировать в памяти машины ячейку памяти для хра- нения любого целого числа. Обратиться к этой ячейке можно по имени (идентификатору) которое выбрано Вами в разделе объявления переменных. Операция присваивания применяется для записи информации в объявленную в программе перемен- ную. Знак операции присваивания ":=" двоеточие равно. Например: а:=1994;
При выполнении этой операции 1994 заносится в ячейку памяти под именем "а". Прочесть информацию из ячейки памяти "а" можно просто ука- зав в программе имя этой переменной. Оператор ввода информации Занести информацию в ячейку памяти можно в ходе выполнения программы. Для этого используются так называемые операторы ввода информации. Readln(a); При выполнении этого оператора на экране монитора возникнет курсор. После этого Вы должны набрать на клавиатуре нужное число и нажать кла- вишу Enter. Операторы вывода информации Write, Writeln. С помощью этих операторов можно вывести любую информацию на эк- ран. Для того, чтобы вывести текстовое сообщение на экран, его необхо- димо ограничить специальными кавычками, роль которых играет знак апострофа. Например: Write('Эта строка, от апострофа до апострофа, будет выведена.'); Можно вывести значение объявленной раннее переменной. Для этого необходимо просто указать её имя. Например: Write(a); Выводить можно и текстовые сообщения и значения переменных однов- ременно. Например: Write('Значение переменной а равно ',a);
Как Вы заметили, элементы выводимой информации отделяются друг от друга запятыми. При выводе информации оператором Write курсор не переводится на новую строку. При выводе информации оператором Writeln курсор перехо- дит на начало следующей строки. Выражения в тексте программы взятые в фигурные скобки, являются комментариями и компилятором игнорируются.
Арифметические операции "+" сложение "-" вычитание "*" умножение "/ "деление
Некоторые стандартные функции sin(x) синус cos(x) косинус sqrt(x) корень квадратный sqr(x) квадрат числа
Выполнение программ и просмотр результатов её выполнения Для того, чтобы написать программу, необходимо открыть новое окно. Выполнение уже написанной программы производится с помощью уже из- вестной вам опции главного меню: Run Run. После выполнения программы ИИО сразу возвращается в окно текстового редактора, содержащего текст данной лабораторной работы. Для просмотра результатов выполнения программы можно выполнить две различные опции главного меню: 1. Debug User Screen "Переключение на экран пользователя". В этом случае вы перейдёте в так называемый экран пользователя, который сейчас просто закрыт окнами текстового редактора. 2. Debug Output "Открыть окно вывода информации". В этом окне всегда содержится инфор- мация, которая выводится программой.
Примеры программ PROGRAM examp_1; BEGIN writeln('1 программа на языке Pascal'); END. ///////////////////////////////////////////////////////////// PROGRAM examp_2; {заголовок программы} VAR {раздел объявления переменных} x,y,Summa: integer; BEGIN {начало тела программы} Write('Введите первое число: '); {вывод сообщения} Readln(x); {ввод числа} Write('Введите второе число: '); Readln(y); Summa:=x+y; {присваивание} Writeln('Результат суммирования: ',summa); END. {конец тела программы}
|