Категории раздела
J2me|java [29]
Basic [6]
Delphix [21]
C+|C++|C# [3]
Pascal [10]
Другие [0]
языки которые не войшли в верхние разделы
Главная » Статьи » Программирования » Pascal

Структура программы

Текст программы в системе программирования Turbo Pascal представляет собой обычный текстовый файл.

Программа состоит из следующих разделов или блоков. Они должны располагаться в следующем порядке:

[ - заголовок программы; ]
[ раздел объявления меток; ]
[ раздел объявления констант; ]
[ раздел объявления типов; ]
[ раздел объявления переменных; ]
[ раздел объявления процедур и функций; ]
тело программы. 

Разделы, названия которых заключены в квадратные скобки, могут отсутствовать в программе.

В данной лабораторной работе мы изучим назначение и правила опи- сания только некоторых разделов программы.

Заголовок программы
состоит из зарезервированного слова program и имени программы, так на- зываемого идентификатора. Завершается заголовок, так же как и любая другая строка программы, точкой с запятой. Заголовок программы необя- зателен и игнорируется компилятором.

Идентификатор
- это имя, свободно избираемое программистом для элементов программы (Процедур, Функций, Констант, Переменных и Типов данных). Идентифика- тор должен удовлетворять следующим условиям: - должен начинаться с латинской буквы или с символа подчёркивания;
- TP не различает большие и малые буквы;
- начиная со второй позиции можно применять наряду с буквами циф- ры;
- пробел в TP является разделителем и не может присутствовать внутри идентификатора;
- зарезервированные слова (такие как begin, end, program в качест- ве идентификатора не допускаются;
- max длина идентификатора при сравнениях 63 символа.

Тело программы
начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой, которая является признаком конца программы.

Раздел объявления переменных
Переменными называются параметры программы, значения которых могут из- менятся в процессе её выполнения. Все используемые в программе пере- менные должны быть определены с указанием их типов в разделе объявле- ния переменных. Этот раздел начинается служебным словом Var

Var <список переменных 1>: <тип 1>; <список переменных 2>: <тип 2>; Действительные переменные объявляются с помощью служебного слова real, целые - с помощью служебного слова integer. Например: VAR a: integer; bf1: real;

В этом примере объявлено две переменных. Переменная "a" целого типа, и переменная "bf1" вещественного типа. Объявить целую перемен- ную, это значит зарезервировать в памяти машины ячейку памяти для хра- нения любого целого числа. Обратиться к этой ячейке можно по имени (идентификатору) которое выбрано Вами в разделе объявления переменных.

Операция присваивания
применяется для записи информации в объявленную в программе перемен- ную. Знак операции присваивания ":=" двоеточие равно. Например:
а:=1994;

При выполнении этой операции 1994 заносится в ячейку памяти под именем "а". Прочесть информацию из ячейки памяти "а" можно просто ука- зав в программе имя этой переменной.

Оператор ввода информации Занести информацию в ячейку памяти можно в ходе выполнения программы. Для этого используются так называемые операторы ввода информации.
Readln(a);
При выполнении этого оператора на экране монитора возникнет курсор. После этого Вы должны набрать на клавиатуре нужное число и нажать кла- вишу Enter.

Операторы вывода информации
Write, Writeln.
С помощью этих операторов можно вывести любую информацию на эк- ран. Для того, чтобы вывести текстовое сообщение на экран, его необхо- димо ограничить специальными кавычками, роль которых играет знак апострофа. Например:
Write('Эта строка, от апострофа до апострофа, будет выведена.');
Можно вывести значение объявленной раннее переменной. Для этого необходимо просто указать её имя. Например:
Write(a);
Выводить можно и текстовые сообщения и значения переменных однов- ременно. Например:
Write('Значение переменной а равно ',a);

Как Вы заметили, элементы выводимой информации отделяются друг от друга запятыми. При выводе информации оператором Write курсор не переводится на новую строку. При выводе информации оператором Writeln курсор перехо- дит на начало следующей строки. Выражения в тексте программы взятые в фигурные скобки, являются комментариями и компилятором игнорируются.

Арифметические операции
"+" сложение
"-" вычитание
"*" умножение
"/ "деление

Некоторые стандартные функции
sin(x) синус
cos(x) косинус
sqrt(x) корень квадратный
sqr(x) квадрат числа

Выполнение программ и просмотр результатов её выполнения Для того, чтобы написать программу, необходимо открыть новое окно. Выполнение уже написанной программы производится с помощью уже из- вестной вам опции главного меню: Run Run. После выполнения программы ИИО сразу возвращается в окно текстового редактора, содержащего текст данной лабораторной работы. Для просмотра результатов выполнения программы можно выполнить две различные опции главного меню:
1. Debug User Screen 
"Переключение на экран пользователя". В этом случае вы перейдёте в так называемый экран пользователя, который сейчас просто закрыт окнами текстового редактора.
2. Debug Output
"Открыть окно вывода информации". В этом окне всегда содержится инфор- мация, которая выводится программой.

Примеры программ
PROGRAM examp_1;
BEGIN
writeln('1 программа на языке Pascal');
END.
/////////////////////////////////////////////////////////////
PROGRAM examp_2; {заголовок программы}
VAR {раздел объявления переменных}
x,y,Summa: integer;
BEGIN {начало тела программы}
Write('Введите первое число: '); {вывод сообщения}
Readln(x); {ввод числа}
Write('Введите второе число: ');
Readln(y);
Summa:=x+y; {присваивание}
Writeln('Результат суммирования: ',summa);
END. {конец тела программы}


Категория: Pascal | Добавил: graimp (21.12.2011)
Просмотров: 789 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
На каком языке лучше программировать
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0